Обсуждение законопроекта «О статусе педагога» продолжается…

В январе законопроекты «О статусе педагога» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан» будут рассмотрены в  Правительстве РК, в феврале – в Парламенте РК. Законы будут подписаны в июне 2019 года.

МОН РК разработаны проекты Законов «О статусе педагога» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан». Для широкого обсуждения содержания будущего Закона на сайте МОН и в газете «Білімді ел – Образованная страна» открыты рубрики: «Обсуждение проекта Закона «О статусе педагога».

Проект Закона направлен через WhatsApp – рассылки во все чаты с целью ознакомления всех учителей с содержанием и возможностью прокомментировать и внести свои предложения. В средствах массовой информации, в социальных сетях, в педагогических коллективах активно идет обсуждение Законопроекта. Поступило более 8000 предложений по законопроекту. Законопроект обсужден в декабре 2018 года с педагогической общественностью города Алматы.

14 декабря 2018 года в Министерстве юстиции на заседании Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности были единогласно поддержаны всеми членами комиссии концепции законопроектов «О статусе педагога» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан».

В законопроекте «О статусе педагога» предусмотрено регулирование правовых, социально-экономических отношений, связанных с деятельностью педагога, которые будут способствовать качественному улучшению правового положения педагогов, гарантий их социальной защищенности.

Вашему вниманию проект закона «О статусе педагога» – обсуждение продолжается. Читайте, вникайте, делитесь своими конструктивными предложениями и мнениями прямо здесь, на сайте газеты www.bilimdinews.kz в рубрике “Обсуждение законопроекта “О статусе педагога”.

Закон Республики Казахстан «О статусе педагога»

(ПРОЕКТ)

Настоящий Закон, исходя из особой роли педагога в развитии личности и общества, важности обеспечения положения, соответствующего этой роли, регулирует общественные отношения, связанные с профессиональной деятельностью, и направлен на качественное улучшение правового статуса педагога и обеспечение гарантий его социально-экономической защищенности.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) педагог – лицо, осуществляющее на основании трудового договора с организацией образования профессиональную деятельность по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности;

2) уполномоченный орган в области образования – центральный исполнительный орган Республики Казахстан, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области образования;

3) уполномоченный государственный орган по труду – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в сфере трудовых отношений в соответствии с законодательством Республики Казахстан

4) национальное квалификационное тестирование – система оценки, направленная на определение уровня профессиональной подготовки педагога и (или) подтверждение соответствия квалификации для присвоения квалификационной категории, по тестам, разработанным уполномоченным органом в области образования;

5) профессиональный стандарт педагога – стандарт, определяющий в области образования требования к уровню квалификации и компетентности, содержанию, качеству и условиям труда;

6) наставничество – оплачиваемая деятельность педагога со стажем не менее 5 лет, определяемого руководителем организации образования (наставник), по оказанию практической помощи в профессиональной адаптации лицу, впервые поступившему на работу в качестве педагога;

7) переподготовка – форма профессионального обучения, позволяющего освоить другую профессию или специальность;

8) академическая честность педагога – совокупность ценностей и принципов, которые развивают честность в обучении, оценивании и исследовании.

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о статусе педагога

Законодательство Республики Казахстан о статусе педагога основывается на Конституции Республики Казахстан, Законе Республики Казахстан «Об образовании», состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Глава II. Статус педагога и его педагогическая деятельность

Статья 3. Содержание статуса педагога

1. В Республике Казахстан признается особый статус педагога.

2. Педагог пользуется всеми правами и свободами, закрепленными Конституцией Республики Казахстан.

3. Условия и характер педагогической работы определяют содержание статуса педагога, включающее в себя права, обязанности и ответственность педагога, а также гарантии их реализации.

4. Педагоги всех организаций образования обладают единым статусом и различаются между собой особенностями профессиональной деятельности.

Статья 4. Лица, имеющие статус педагога

1. Статусом педагога обладают граждане Республики Казахстан, имеющие техническое и профессиональное, послесреднее, высшее и (или) послевузовское образование, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных характеристиках и (или) профессиональных стандартах, занимающиеся профессиональной деятельностью.

2. Квалификационные характеристики должностей работников организаций высшего и (или) послевузовского образования определяются самостоятельно этими организациями на основе профессионального стандарта.

Статья 5. Этика педагога

1. Педагог поддерживает высокий статус профессии в обществе, соблюдает этические нормы, прилагает максимальные усилия для реализации обучающимися и воспитанниками личного потенциала, формирования патриотизма и общечеловеческих ценностей.

2. Педагог уважает честь и достоинство, проявляет открытость, доброжелательность и корректность в отношении с обучающимися, воспитанниками и их родителями или иными законными представителями, работниками организации образования.

3. Педагог стремится создавать безопасную и благоприятную образовательную среду для обучающихся и воспитанников.

4. Педагог соблюдает академическую честность в своей профессиональной деятельности, в том числе уважение к интеллектуальному труду других лиц, отказ от присвоения чужой интеллектуальной собственности.

Статья 6. Защита чести и достоинства педагога

1. Педагог имеет право на уважение чести и достоинства.

2. Педагогу гарантируются защита чести и достоинства.

3. Действия, унижающие честь и достоинство педагога, влекут за собой ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

Статья 7. Условия обеспечения профессиональной деятельности педагога

1. Педагогу создаются условия для осуществления им профессиональной деятельности.

2. Обеспечение условий профессиональной деятельности педагога осуществляется на основании норм и нормативов, установленных законодательством Республики Казахстан; рациональной организацией труда, исключающей выполнение им несвойственных функций; нормированием наполняемости классов в организации среднего образования и групп воспитанников в дошкольных организациях; наличием в штатах соответствующих специалистов, сопровождающих учебный процесс, а также другими мерами, способствующими достижению целей и задач, поставленных перед организациями образования, высокого качества обучения и воспитания.

3. Организация материально-технического обеспечения, оснащение средствами обучения и воспитания возлагаются на организацию образования.

4. Возложение на педагога обязанности приобретать какие-либо товарно-материальные ценности для обеспечения учебно- воспитательного процесса за счет собственных средств не допускается.

5. Местные исполнительные органы вправе принимать дополнительные меры в целях обеспечения комфортных и безопасных условий для развития, обучения и воспитания обучающихся.

Статья 8. Привлечение педагога к видам работ, не связанных с его профессиональными обязанностями

1. Не допускается:

1) привлекать педагога к видам работ, не связанных с его профессиональными обязанностями, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан;

2) требовать от педагога предоставления каких-либо форм отчетности либо информации, не предусмотренных законодательством Республики Казахстан;

3) проводить проверки, не предусмотренные законами Республики Казахстан.

2. Нарушение требований пункта 1 настоящей статьи влечет за собой ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

Статья 9. Допуск педагога к профессиональной деятельности

1. Право педагога на занятие профессиональной деятельностью возникает при условии получения им документа по результатам прохождения Национального квалификационного тестирования.

2. Лицам, не имеющим педагогического образования, но имеющим высшее и (или) послевузовское, техническое и профессиональное, послесреднее образование и квалификацию по соответствующей специальности, предоставляется право заниматься профессиональной деятельностью в качестве педагога после прохождения соответствующей педагогической переподготовки и получения сертификата по результатам прохождения Национального квалификационного теста.

3. Требования пунктов 1 и 2 настоящей статьи не распространяются на педагога из числа профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений.

4. Порядок определения уровня и оценки профессиональной подготовки педагога и присвоение (подтверждение) уровня квалификации для присвоения ему квалификационной категории определяется правилами, утверждаемыми уполномоченным органом в области образования.

Статья 10. Ограничение доступа к занятию профессиональной деятельностью педагога

К профессиональной деятельности педагога в организациях образования не допускаются лица:

1) лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

2) признанные недееспособными в порядке, установленном законами Республики Казахстан;

3) имеющие медицинские противопоказания;

4) состоящие на учете в психиатрическом и (или) наркологическом диспансере;

5) имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено на основании подпунктов 1) и 2) части первой статьи 35 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан) за уголовные правонарушения: убийство, умышленное причинение вреда здоровью, против здоровья населения и нравственности, половой неприкосновенности, за экстремистские или террористические преступления, торговлю людьми.

Глава III. Права педагога

Статья 11. Академические свободы и права педагога в профессиональной деятельности

1. Педагог в своей профессиональной деятельности имеет следующие академические свободы:

1) на выражение своего мнения;

2) на выбор и использование педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;

3) на выбор способов и форм организации профессиональной деятельности;

4) на выбор форм и методов работы с обучающимися и воспитанниками;

5) на выбор и использование методов для объективной оценки учебных достижений обучающихся;

6) от вмешательства в профессиональную деятельность.

2. Педагог имеет право на:

1) занятие профессиональной деятельностью;

2) обеспечение необходимых условий для осуществления профессиональной деятельности;

3) осуществление научной, исследовательской, творческой, экспериментальной деятельности, внедрение новых методик и технологий в педагогическую практику;

4) творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания;

5) выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с учебной программой;

6) участие в разработке учебных программ, учебных планов, календарных учебных графиков, методических материалов и иных компонентов образовательных программ;

7) быть избранным и занимать выборные должности в организации образования по месту работы;

8) участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности организации образования, в том числе через органы управления и общественные организации;

9) участие в работе коллегиальных органов управления организации образования;

10) непрерывное профессиональное развитие и выбор форм повышения квалификации;

11) присвоение (подтверждение) квалификационной категории;

12) организационное и материально-техническое обеспечение, в том числе средствами обучения и воспитания в своей профессиональной деятельности;

13) бесплатное пользование библиотекой и информационными ресурсами, а также доступ к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления профессиональной деятельности;

14) вступление в члены общественных объединений, деятельность которых не противоречит законодательству;

15) индивидуальную педагогическую деятельность;

16) поощрение за успехи в профессиональной деятельности;

17) отсрочку от призыва на воинскую службу;

18) на справедливое и объективное расследование нарушения норм педагогической этики педагога;

19) творческий отпуск для занятия научной деятельностью с сохранением педагогического стажа и заработной платы, с продолжительностью не менее 6 месяцев один раз в пять лет;

20) консультировать родителей или иных законных представителей по вопросам обучения и воспитания обучающихся и воспитанников, разъяснять им принципы солидарной ответственности за обучение и воспитание;

21) стажировку на базе предприятия для поддержания и повышения профессиональных навыков в порядке и на условиях, определенных уполномоченным органом в области образования;

22) обжалование приказов и распоряжений руководителя организации образования, местных исполнительных органов и уполномоченного органа в области образования.

2. Педагог имеет иные права, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

3. Порядок и условия предоставления творческого отпуска для занятия научной деятельностью определяются уполномоченным органом в области образования.

4. Академические свободы и права, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других субъектов образовательной деятельности, норм педагогической этики педагога.

5. Вмешательство в профессиональную деятельность педагога со стороны должностных лиц, а также граждан не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан.

6. Родителям или иным законным представителям воспитанника и обучающегося запрещается необоснованное вмешательство в вопросы, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей педагога.

7. На период одного учебного года, за педагогом, впервые поступившим на работу в организацию образования, закрепляется опытный педагог для наставничества.

Статья 12. Право на материальное обеспечение

1. Система оплаты труда педагога определяется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

2. Месячная заработная плата педагога, занимающего должности в организациях образования, за исключением организаций высшего и (или) послевузовского образования, исчисляется, исходя из нормативной учебной нагрузки в неделю, установленной уполномоченным органом в области образования.

3. Нормы учебной нагрузки, формы и размеры оплаты труда профессорско-преподавательского состава определяются организацией высшего и (или) послевузовского образования самостоятельно.

4. Годовая учебная нагрузка профессорско-преподавательского состава организаций высшего и (или) послевузовского образования устанавливается в

пределах годовой нормы рабочего времени и утверждается руководителем организации высшего и (или) послевузовского образования на основании решения коллегиального органа управления.

При определении государственного образовательного заказа среднее соотношение количества обучающихся к преподавателям для расчета общей численности профессорско-преподавательского состава организаций высшего и (или) послевузовского образования, за исключением военных, специальных учебных заведений, организаций образования в области культуры, утверждается уполномоченным органом в области образования.

5. Должностные оклады профессорско-преподавательского состава и руководящих работников государственных организаций высшего и (или) послевузовского образования, имеющих особый статус, определяются с учетом повышающего коэффициента.

6. Особенности исчисления заработной платы педагога организаций образования, финансируемых за счет средств бюджета, утверждаются уполномоченным органом в области образования по согласованию с уполномоченным органом в области труда.

7. Педагогу устанавливаются в установленном законодательством Республики Казахстан порядке доплаты за совмещение должностей (расширение зоны обслуживания); за особые условия труда; за углубленное преподавание отдельных предметов профильного направления; занятым на тяжелых (особо тяжелых) физических работах и работах с вредными (особо вредными) и опасными (особо опасными) условиями труда; за квалификацию педагогического мастерства; за организацию производственного обучения; за психоэмоциональные и физические нагрузки.

Законодательством Республики Казахстан могут предусматриваться педагогу другие виды доплат.

8. Педагогу по основному месту работы устанавливается доплата при наличии соответствующего диплома за:

степень доктора философии (PhD) и доктора по профилю в размере одной месячной минимальной заработной платы;

степень кандидата наук в размере одной месячной минимальной заработной платы и доктора наук в размере двух месячных минимальных заработных плат.

степень магистра в организациях среднего и дошкольного образования в размере, определяемом Правительством Республики Казахстан;

ученое звание профессора, ассоциированного профессора (доцента) в размере, определяемом Правительством Республики Казахстан.

9. Местные представительные органы вправе устанавливать размер заработной платы педагога не ниже уровня, соответствующего средней зарплате по региону, а также устанавливать различные виды доплат и надбавок к заработной плате, в том числе обладателю звания «Лучший педагог» – вознаграждение в размере не менее 300-кратного месячного расчётного показателя.

Статья 13. Присвоение (подтверждение) педагогу квалификационной категории

1. Присвоение (подтверждение) педагогу квалификационной категории, за исключением профессорско-преподавательского состава организаций высшего и (или) послевузовского образования, проводится в целях выявления возможностей профессионального и служебного роста, определения необходимости повышения квалификационной категории или переподготовки.

2. Присвоение (подтверждение) квалификационной категории педагогу проводится с целью определения уровня его квалификации для присвоения соответствующей квалификационной категории.

Статья 14. Социальные гарантии

1. Педагог имеет социальные гарантии на:

1) приоритетное право на приобретение жилья по льготному кредитованию без первоначального взноса, а также на получение служебного жилья и (или) общежития;

2) члены семьи педагога, проживающие совместно в служебном жилом помещении, в случае смерти (гибели) педагога не могут быть выселены в принудительном порядке при изъявлении ими желания выкупить служебное жилое помещение в частную собственность по остаточной стоимости;

3) ежегодный оплачиваемый трудовой отпуск продолжительностью 56 календарных дней;

4) выход на пенсию до достижения установленного пенсионного возраста при наличии тридцатилетнего стажа педагогической работы.

2. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагога определяются правилами, утверждаемыми уполномоченным органом в области образования по согласованию с уполномоченным органом в области труда.

3. Детям педагога местные исполнительные органы предоставляют вне очереди места в детские дошкольные организации по месту жительства.

4. Педагог имеет право на охрану здоровья, реализуемое проведением периодических медицинских обследований, лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических мероприятий в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

5.Педагогу, работающему в сельской местности:

1) по решению местных представительных органов устанавливаются повышенные не менее чем на двадцать пять процентов оклады и тарифные ставки по сравнению со ставками педагогов, осуществляющих педагогическую деятельность в городских условиях;

2) оказывается социальная поддержка по оплате коммунальных услуг и приобретению топлива за счет бюджетных средств в порядке и размерах, утвержденных местными представительными органами;

3) выделяются земельные участки под индивидуальное жилищное строительство в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан;

4) имеющим скот в личной собственности, предоставляются корма, земельные участки для пастьбы скота и сенокошения по решению местных представительных и исполнительных органов.

6. Педагогу, прибывшему для работы и проживания в сельские населенные пункты, по решению местных представительных органов (маслихатов) предоставляются подъемное пособие и социальная поддержка для приобретения или строительства жилья.

7. Педагогу ежегодно за счет средств соответствующих бюджетов выплачивается:

1) пособие на оздоровление один раз в календарном году при предоставлении им очередного трудового отпуска в размере не менее двух должностных окладов;

2) обладателю звания «Лучший педагог» – вознаграждение в размере 1000-кратного месячного расчетного показателя;

3) обладателю звания «Лучший преподаватель вуза» – государственный грант в размере 2000-кратного месячного расчётного показателя, направления расходования которого определяются Правительством Республики Казахстан.

8. Местные исполнительные органы вправе предусматривать льготы на приоритетную выдачу педагогу сертификата на жильё, устанавливать льготы для приобретения путёвок на санаторно-курортное лечение и отдых, а также иные льготы, направленные на социальную поддержку педагога.

9. Молодой педагог, впервые поступивший на работу, имеет право на материальную поддержку (подъемные) в порядке, установленном местным представительным органом и работодателями.

10. По решению местных представительных органов педагогу, работающему в столице Республики Казахстан, устанавливается коэффициент к должностному окладу в размере не менее, чем на двадцать пять процентов от должностного оклада.

Статья 15. Право на поощрение

1. За добросовестный труд и образцовое исполнение своих профессиональных обязанностей к педагогу применяются поощрения, предусмотренные законодательством Республики Казахстан, а также правилами внутреннего распорядка организации образования.

2. За выдающиеся заслуги в педагогической деятельности перед республикой педагогу присваивается государственная награда Республики Казахстан «Қазақстанның еңбек сіңірген ұстазы» (Заслуженный педагог Казахстана).

3. Местные исполнительные органы вправе утверждать дополнительные меры поощрения труда педагога, в том числе к праздничным датам, установленным в Республике Казахстан, а также учреждать местные знаки

отличия и почетные звания, в том числе с выплатой единовременного вознаграждения.

Глава IV. Обязанности и ответственность педагога

Статья 16. Обязанности педагога

1. Педагог обязан:

1) обладать соответствующими теоретическими и практическими знаниями и навыками преподавания в области профессиональной компетенции;

2) соблюдать педагогические принципы обучения и воспитания, обеспечить качество обучения и воспитания не ниже требований, предусмотренных государственными общеобязательными стандартами образования;

3) воспитывать детей в духе высокой нравственности, уважения к родителям, старшим, культурно-историческим ценностям страны, ее государственному устройству и символам, бережное отношение к окружающему миру;

4) развивать у обучающихся и воспитанников жизненные навыки, компетенцию, самостоятельность, творческие способности;

5) постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, интеллектуальный, творческий и общенаучный уровень;

5) соблюдать правила педагогической этики;

7) уважать честь и достоинство обучающихся, воспитанников, их родителей или иных законных представителей, а также всех работников организации образования;

8) ежегодно проходить бесплатные медицинские обследования в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

9) в течение одного рабочего дня с момента выявления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, информировать органы системы профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних.

10) непрерывно совершенствовать свое профессиональное мастерство, исследовательский, интеллектуальный и творческий уровень, в том числе повышать квалификацию.

11) проходить процедуру присвоения (подтверждения) квалификационной категории в порядке и на условиях, определенных уполномоченным органом в области образования.

2. Педагог не вправе использовать профессиональную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений, либо отказу от них для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство, либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для

побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Республики Казахстан.

Статья 17. Ответственность педагога

1. Педагог за нарушение обязанностей и совершение проступка, дискредитирующего звание педагога, привлекается к ответственности, установленной законами Республики Казахстан.

2. Трудовые споры, служебные разбирательства, дисциплинарные расследования в отношении педагога и принятые на их основании решения могут быть преданы гласности только с его согласия, за исключением тех случаев, когда они влекут за собой запрещение заниматься педагогической деятельностью или, если это диктуется соображениями, касающимися защиты или благополучия обучающихся и воспитанников.

3. При проведении дисциплинарного расследования педагогу гарантируются права на:

1) предоставление информации в письменном виде о предъявляемых ему претензиях и об основаниях для этих претензий;

2) ознакомление со всеми материалами по данному делу;

3) защиту лично или через представителя по своему выбору, с предоставлением педагогу достаточного времени для подготовки защиты;

4) предоставление информации в письменном виде о принятых по его делу решениях, а также о мотивах этого решения;

5) подачу апелляции в органы управления образованием или обжалование решения в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в суд.

4. При принятии решения о мере ответственности педагога за совершенный дисциплинарный проступок руководитель организации образования учитывает рекомендации Совета по этике организации образования.

5. Педагог не может быть признан виновным, если правонарушение совершено в результате выполнения действия, одобренного коллегиальным органом управления с соблюдением обязательных требований к публичности подобного рода решения.

Глава V. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагога

Статья 18. Профессиональная подготовка педагога

1. В Республике Казахстан профессиональная подготовка педагога осуществляется в организациях образования, реализующих образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, высшего и (или) послевузовского образования.

2. Образовательные программы для подготовки педагога разрабатываются на основе требований государственных общеобязательных стандартов образования соответствующего уровня с учетом требований профессионального стандарта педагога.

3. Организации образования, осуществляющие подготовку педагога, вправе устанавливать иные условия приема на педагогические специальности для привлечения обучающихся с высоким уровнем подготовки (обладатели знака «Алтын белгі», победители международных и республиканских олимпиад, соревнований и др.).

4. Обучающимся в организациях образования по педагогическим специальностям устанавливается стипендия в размере не менее минимальной заработной платы.

5. Период обучения в организациях образования по педагогическим специальностям засчитывается в педагогический стаж работы.

Статья 19. Непрерывное профессиональное развитие педагога

1. Обучение по образовательным программам дополнительного образования для взрослых осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных предметов, дисциплин (модулей), курсов/тренингов, участие в конференциях или семинарах, визит в другие организации образования, индивидуальные и коллективные исследования, наставничество, взаимопосещение занятий, прохождение практики, применение сетевых форм и участие в сетевых сообществах, прохождение стажировки по международной стипендии Президента Республики Казахстан «Болашак» и в других формах, определенных законодательством Республики Казахстан.

2. Педагог в целях совершенствования и (или) получения новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации, проходит курсы повышение квалификации.

3. На период повышения квалификации с отрывом от работы за педагогом сохраняется заработная плата, оплачиваются командировочные расходы в соответствии с трудовым и бюджетным законодательством Республики Казахстан.

4. По образовательным программам долгосрочных курсов повышения квалификации (не менее 6 мес.) организации обязаны осуществлять в течение календарного года посткурсовое методическое сопровождение деятельности педагога, прошедшего повышение квалификации для качественной реализации на практике полученных знаний.

5. В целях получения компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретения новой квалификации, лица, имеющие высшее образование, проходят профессиональную переподготовку в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

6. Порядок и условия переподготовки для получения ускоренного доступа к профессиональной деятельности в качестве педагога определяются уполномоченным органом в области образования.

Глава VI. Заключительные положения

Статья 20. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о статусе педагога

Физические и юридические лица, нарушившие законодательство Республики Казахстан о статусе педагога, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

Статья 21. Введение в действие настоящего Закона

Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования.

Президент
Республики Казахстан                                                                              Н. НАЗАРБАЕВ

АРХИВ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Комментарии

  1. Здравствуйте!

    Предлагаю добавить в статью 14 следующий подпункт:

    Статья 14. Социальные гарантии

    … Оформить педагогам ежемесячный проездной билет на общественный транспорт за счёт государственного бюджета.

    Предлагаю добавить в статью 19 следующий подпункт:

    Статья 19. Непрерывное профессиональное развитие педагога

    7. Обучение в аспирантуре, магистратуре и докторантуре педагогов включается в трудовой стаж педагогов.

  2. Здравствуйте. Предлагаем снизить часовую нагрузку всем воспитателям, работающим и в спец.школах – интернатах, и в детских садах, и в детских домах. В советское время как установили 25 часовую нагрузку, так она и действует. Раз идет снижение часовой нагрузки учителям, то и воспитателям надо снижать часовую нагрузку. В законопроекте должны учитываться интересы всех педагогов.

  3. Здравствуйте, предлагаю включить в статью 14 пункт о выплате премий на государственные праздники в размере не менее 30% от зарплаты.

  4. Здравствуйте! Предложения к проекту Закона «О статусе педагога»
    1. Статья 9 «Сертификат для допуска педагога к педагогической деятельности» пункт 3 дополнить словами «…, а также на педагогов, педагогический стаж которых превышает 25 лет».
    2. Статья 10 «Ограничение доступа к занятию профессиональной деятельностью педагога» пункт 5 дополнить словами «… хищения государственного имущества, грабежи и кражу».
    3. Статья 14 «Социальные гарантии», пункт 1, подпункт 4 – определить возраст для выхода на пенсию до достижения установленного пенсионного возраста не 35, а тридцать лет стажа педагогической работы (выслуга лет).

  5. Мектеп директорларыдың жалақысы туралы ешбір бапта қарастырылмаған. 9 айлық оқуды оқып деңгейлікті аяқтаған директорларға да үстеме қосылмаған еді. Соны ескерсеңіздер. Себебі, директорлыққа қызығатын бір нәрсе болу керек деп ойлаймын

  6. 30 ж.еңбек өтілімен зейнеткерлікке шығу 56 жаста делінген, әлі де анық емес және түсініксіз, нақтыланбаған. 5 ж.университетте оқып, жұмыс істедім, мен үшін (әйел адам, 3 баланы дүниеге әкелген) осы тұстарды дұрыстап қарап, нақты көрсету керек.

  7. Здравствуйте, уважаемые педагоги. У меня вопрос: А педагогам Детских Музыкальных Школ ничего не ждать? Мы считаемся педагогами дополнительного образования, но хочется, чтобы данный закон распространился и на Детские Музыкальные Школы. Наша работа не менее важна. Спасибо.

  8. Саламатсыздар,
    жоғарыдағы айтылған мәселелер жақсы, пайдасы болады деп сенеміз, рахмет.
    Бірақ…
    мына мәселе бәрінен маңызды секілді:
    “мұғалім жалақысы”
    Мұғалімнің орташа жалақысы қай деңгейде?
    Неге адамдар мұғалімдікті тастап базарға, вахтаға немесе басқа да жұмысқа кетеді?
    Неге біздің мектеп бітіруші жастар мұғалімдікті таңдағысы келмейді?
    Маңызды себеп біреу ғана!!!
    “мұғалім жалақысы”
    Қазақ елінің ең дарынды жастары қай салада?
    мұнай компаниясы, шетелдік компаниялар немесе ұлттық компания.
    Бұл салалар ел болашағына қаншалықты маңызды?
    Мұғалімдікпен салыстырғанда!!!
    Егер ел болашағы үшін ең маңызды салалардың (мұғалім дәрігер т.б.) жалақысын көтерсеңіздер, елдің ең ақылды жастары сол жерге жұмысқа орналасуға ұмтылады. Бұл заңдылық!!!!!!!!!
    Ел болашағы үшін ең маңызды салалардың жалақысын көтеруге еліміздің шамасы жетеді деп ойлаймыз!
    Егер айтылып отырған мәселе дұрыс болса Ескерілсе екен.
    Рахмет.

  9. Надо снизить часовую нагрузку всем воспитателям! С 25 часов до 20. Работаем с детьми с ограниченными возможностями и получаем за это намного ниже учителей. Мы все работаем по обновленной программе, но оплата только у учителей. Уравнять коэффициент оплаты труда учителей и воспитателей.

  10. Салеметсиздерме!
    Мектеп -интернаттарда жумыс жасайтын тарбиешилердин апталык сагат сандарын 20сагатка азайтуларынызды сураймын,казыргы танда 25сагатпен жумыс жасап жатырмын ,ол оте ауырлык тудыруда жане мектеп интернатта иститин тарбиешилердин енбек акыларын мугалимдермен бирдей жана багдарлама бойынша толенсе жане енбек жалакы коэффицентин мугалимдермен тенестірулеринизди сураймын

  11. 15.01.2019 в 11:21
    Предлагаем снизить часовую нагрузку всем воспитателям, работающим и в спец.школах – интернатах, и в детских садах, и в детских домах. В советское время как установили 25 часовую нагрузку, так она и действует. Раз идет снижение часовой нагрузки учителям, то и воспитателям надо снижать часовую нагрузку. В законопроекте должны учитываться интересы всех педагогов.

  12. Спасибо всем за предложения! Нужно уменьшить часовую нагрузку всем воспитателям! Очень тяжело работать с детьми с ограниченными возможностями и получать за это мизер. Но я люблю свою профессию и работу, и хочется уважения со стороны общества. Надо оплачивать за работу по обновленной программе и воспитателям.
    Нужна двойная оплата за работу в праздничные и выходные дни. Как мы все надеемся, что все наши предложения будут услышаны.

  13. Предлагаем снизить часовую нагрузку всем воспитателям, работающим и в спец.школах – интернатах, и в детских садах, и в детских домах.

  14. Саламатсыздар ма? Мектеп мугалимдерине толенетиндей колледж окытушыларына санаттарына сай енбек акысы есептелсе. Осы уакытка дейин есептелмей келип отыр

  15. Здравствуйте. Надеюсь, что все предложения будут прочитаны, проанализированы и учтены. Вопросы оплаты труда профессорско-преподавательского состава определяются руководством организации послевузовского образования самостоятельно, тогда не сохранится ли действующая ситуация, когда преподаватель системы повышения квалификации получает меньше, чем его подопечный – слушатель курсов повышения квалификации (руководители и педагоги организаций среднего и дошкольного образования)?

  16. Для внедрения дифференцированной системы оплаты труда присвоение (подтверждение) квалификационной категории необходимо и для преподавателей системы повышения квалификации.

  17. Добрый день! Для внедрения дифференцированной системы оплаты труда присвоение (подтверждение) квалификационной категории необходимо и для преподавателей системы повышения квалификации.

  18. Здравствуйте! Уважаемые коллеги, думаю, найдется много таких, кто в 90-е годы попал в такую же ситуацию, как и я. Думаю, никому не нужно напоминать, в какой ситуации оказалась вся страна в целом и система образования в частности. В городах и селах проходила «оптимизация» садов, школ, колледжей. Рынок труда в те годы оказался перенасыщен педагогическими кадрами, что повлекло за собой целую волну сокращений штатов. В первую очередь сокращали молодых учителей с небольшим стажем. Таким образом, я и многие мои коллеги теряем по несколько лет стажа, т.к. образовался перерыв в трудовой деятельности. Я призываю коллег и разработчиков Закона «О статусе педагога» обратить внимание на педагогов, кто вынужден был не по своей воле уйти из профессии по сокращению штатов и стоять на бирже труда в ожидании рабочих мест. В наших трудовых книжках есть запись «Уволен по сокращению штатов». Мы уходили не по собственному желанию и теперь имеем прерванный педагогический стаж. Впоследствии кто-то из нас сменил профессию, кто-то нашел своё призвание в семье. Но многие молодые учителя через год-два-три вернулись в школу, т.к. не мыслили себя без педагогики, без своих учеников. Мы, нынешние 40-45летние, пришли в систему образования после университетов и колледжей, заведомо зная, что больших денег не в школе заработать. Но мы те, кто сознательно шел в школу по призванию, кто со школьной скамьи мечтал о профессии учителя. Мы те, кто выдерживал конкурс в 2-4 человека на педагогические специальности и действительно выбирал профессию по душе. Поэтому я убедительно прошу внести в Закон дополнение о расчете трудового стажа с учетом тех лет, которые мы потеряли по не зависящим от нас причинам. Предлагаю учитывать запись в трудовой книжке об увольнении по сокращению штатов или исключить из Закона слово “непрерывный”

  19. Добрый день! Согласен с МОН РК о разработках проекта Закона «О статусе педагога» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан». Но хотел бы добавить предложение о плате труда, затронуть очень важную и острую проблему учителей – низкая заработная плата. Учитель должен получать достойную заработанную плату, уверен и знаю, что наше государство может осилить и решить эту проблему. Это один из главных факторов для того, чтоб поднять качество образования, решить острые социальные проблемы, снизить криминал и т.д. Ведь мы, все знаем какую роль играет преподаватель, учитель, воспитатель в нашей с вами жизни, знаем, что в большей степени именно учитель помогает становлению личности каждого нашего ребенка. Спасибо.

  20. Здравствуйте! Будет ли входить в стаж обучение в педагогических организациях образования у тех, кто учился 15 лет назад.т.е до принятия этого закона? Спасибо!

  21. Сəлеметсіз бе! Менің ұсынысым Математика пəнін де орыс тілі пəндері сияқты бөліп оқыту

  22. Уважаемые, читатели! Все вопросы и предложения, оставляемые в комментариях, не остаются без внимания Министерства образования и науки РК, которое проводит постоянный мониторинг обсуждения законопроекта «О статусе педагога».

  23. Құрметті оқырмандар! Сіздердің пікірде қалдырған барлық сұрақтарыңыз мен ұсыныстарыңыз “Педагог мəртебесі туралы” заң жобасына қатысты талқылауларға тұрақты түрде мониторинг жасап отырған Білім жəне ғылым Министрлігінің назарынан тыс қалмайды.

  24. Говорил – говорил Президент о психологической службе школ нашей большой Родины, а толку-то…В очередном законе о педагогах-психологах ни слова. Мы хоть и приравненные к педагогическим должностям, но только на словах. Часовая нагрузка как у простого служащего (40 часов), зарплата начисляется вместе с тех.персоналом, а не с педагогами. Минималка уже 42 тыс, а у нас как было с 2012 года 46 тыс так и ни на грош не подняли. 1600 детей + 70 учителей = 2 психолога. О какой результативности работы может быть речь? А отчетов требуют, причем все кому ни лень.

  25. Здравствуйте! Работаю преподавателем истории в общеобразовательной школе города Капшагай, Алматинской области. В рамках принимаемого нашим государством Закона “О статусе педагога”, выступлений нашего президента Н.А. Назарбаева относительно роли и деятельности работников сферы образования, в последнее время возникает множество вопросов.
    Во-первых, почему в регионе при пятидневном обучении учителям сделали рабочим днём субботу? Нам с обращениями разъяснить почему этот день стал постоянно рабочим, говорят, что в случае невыхода на работу в субботний день, будет сокращено количество дней в отпуске( 56 положенных календарных дней).Причём, с удивлением узнаёшь, что в других регионах (в том же Талдыкоргане, Алматы и др.) преподаватели не выходят в данный день трудится.
    Во-вторых, множество дней осенью было задействовано в так называемых субботниках, когда люди и в холод, и в дождь, в сырую холодную погоду были задействованы на уборке улиц города (учителя, естественно, в основном женщины,собирали нечистоты и листья вдоль дорог, белили бордюры и деревья).
    В-третьих,отменённые, казалось бы, микроучастки, вновь вернулись.Только теперь требуют помимо данных об учащихся и детей дошкольного возраста, сведения о родителях, месте их работы, социальных параметрах…
    В-четвёртых, вернулась так называемая подписка.Учителя как и всегда, и в этом учебном году, сдавали деньги на газетные издания.
    В-пятых, с введением электронного журнала “Кунделик”, преподавателям навязан так называемый рейтинг школ, постоянно требуют 100% заполнение…Причём-регулярно, изо дня в день, невзирая на то, что происходят регулярно и сбои в работе самого “Кунделика”( например, выдача информации об ошибке сервера).
    В-шестых, с удивлением узнаётся, что в различных регионах страны педагоги получали какие-то премии, в частности к Дню Независимости РК, на юбилей значимого события..У нас же-тишь да благодать..И только, как все понимают, но молчат,-лишь по отношению к работникам непосредственно школ такое отношение…
    Складывается впечатление, что мы стали выполнять работу множества других ведомств-жилищно-коммунальных,
    социальных работников, быть спонсорами журналистов..Далеко не полный список получается…Учителя, вместо того , чтобы заниматься детьми, должны слепо следовать всем распоряжениям Отдела образования, не задаваясь вопросом: почему в других регионах государства существуют иные параметры отношения к учителям? Словно, не существуют параметров единого отношения к педагогам для всей страны..С таким подходом к педагогам вряд ли можно рассчитывать на нормальную, взвешенную работу учителей и без того испытывающих множество преобразований в последнее время в своей деятельности..Без уважения к ним в реальных условиях, говорить о статусе педагога придётся только с формальной стороны..
    С уважением, Федотов В.В.

  26. Спасибо всем за предложения! Но, почему-то, вновь забыты педагоги и воспитателя дошкольных организаций, в том числе директора детских садов. Большая ответственность за жизнь и безопасность детей ложится на “плечи” администрации ДО. Из-за этого большая нехватка методистов и психологов, а тем более заведующих. Нужно увеличить оплачиваемый трудовой отпуск и уменьшить часовую нагрузку с 24 до 20 часов всем воспитателям и педагогам дошкольных организаций! Очень тяжело работать с детьми которым надо прививать и формировать начальные навыки самообслуживания, развивать речь, тем более в группах имеются дети с ограниченными возможностями и получают за это гроши. Мы любим свою профессию и работу, хочется уважения со стороны государства и общества. Не оплачивают за работу по обновленной программе, которую внесли воспитателям и другим педагогам ДО. Как мы все надеемся, что все наши предложения будут услышаны, в том числе на двойной должностной оклад при выплате пособия на оздоровления. В законопроекте должны учитываться интересы всех педагогов особенно дошкольных, так как у нас мизерные зарплаты.

  27. Добрый вечер! изменений много, огромное спасибо за внимание и заботу. Но, почему-то, вновь забыты педагоги и воспитателя дошкольных организаций, в том числе директора детских садов. Большая ответственность за жизнь и безопасность детей ложится на “плечи” администрации ДО. Из-за этого большая нехватка методистов и психологов, а тем более заведующих. Нужно увеличить оплачиваемый трудовой отпуск и уменьшить часовую нагрузку с 24 до 20 часов всем воспитателям и педагогам дошкольных организаций! Очень тяжело работать с детьми которым надо прививать и формировать начальные навыки самообслуживания, развивать речь, тем более в группах имеются дети с ограниченными возможностями и получают за это гроши. Мы любим свою профессию и работу, хочется уважения со стороны государства и общества. Не оплачивают за работу по обновленной программе, которую внесли воспитателям и другим педагогам ДО. Как мы все надеемся, что все наши предложения будут услышаны, в том числе на двойной должностной оклад при выплате пособия на оздоровления. В законопроекте должны учитываться интересы всех педагогов особенно дошкольных, так как у нас мизерные зарплаты.

  28. Здравствуйте, уважаемые коллеги-педагоги. У меня вопрос: проект закона о статусе педагога распространяется на педагогов детских музыкальных школ, художественных школ и школ искусств?Дело в том что данные учебные заведения приравнены к дополнительному образованию. Но сравнивать с туристическими кружками, кружками натуралистов или кружками по интересам – это неправильно. Я преподаватель Детской музыкальной школы им. Курмангазы города Атырау. Школе очень много лет. Когда то мы имели статус областной опорной специальной музыкальной школы. Потом слова «опорная» и «специальная», наверное, кому то наверху не понравились. А несколько лет назад и статус областной школы с нас сняли. Теперь мы относимся к гороно. Все указания данной организации выполняются. Это поурочные и календарные планы, открытые уроки, составляется расписание на первое и второе полугодия, групповые занятия и индивидуальные, даются мастер-классы; и, основные, профессиональные, имеющие непосредственное отношение к музыке – технические и академические зачеты и экзамены, выпускные государственные экзамены с последующим вручением документа- свидетельства об окончании ДМШ государственного образца. Не говоря уже о том, что учащиеся нашей школы неоднократно принимают участие в различных конкурсах и фестивалях на международном уровне. К слову сказать, что наша Школа обладает огромным количеством медалей и кубков разных уровней. Воспитано немало лауреатов. Без обучения в ДМШ поступить в музыкальный колледж или в консерваторию невозможно. У нас обучаются 5 классов народным инструментам и 7 классов скрипке и фортепиано. Это переводные классы по 4 четверти, все как в общеобразовательной школе. В кружках по интересам при клубах этого нет. В то время, когда по всей стране грядёт повышение заработной платы, у нас обещают уменьшение, так, во всяком случае, заявляет администрация гороно. Это непонятно. Тем более, что Типовые правила деятельности организаций дополнительного образования детей, утверждённые Правительством Республики Казахстан от 17 мая 2013 года за номером 499 утратили силу 7 апреля 2017 года за номером 181.
    В связи с этим прошу разъяснения по данной проблеме. Как по закону? К кому мы относимся? И что нам ожидать от правительства? Соответствуем ли мы всей сфере образования, для которой сейчас пишется Законопроект о Статусе Педагога? Распространяется ли этот Законопроект на Детские Музыкальные Школы? Считается ли в Детских Музыкальных школах выслуга лет и выход на пенсию по выслуге лет? Мы можем расчитывать на двойную ставку оздоровительных? Мы можем расчитывать на трудовой отпуск 56 дней? Можем ли мы один раз в пять лет брать академический оплачиваемый отпуск для научных изысканий (в нашей специализации, для творческих исследований)?
    Заранее спасибо за ваш ответ. Можете связаться со мной по тел 87021477694 [email protected]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *